#Топ новостьПолитикаУсть-Кут
РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ И РИТУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В СРЕДЕ АДЕПТОВ ХРИСТИАНСКИХ ДЕНОМИНАЦИЙ: ОПЫТ Г. УСТЬ-КУТ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Насколько религиозны жители Усть-Кута? Ниже публикуем научную статью, посвященную этой теме из архива 2015 года. Сейчас ситуация в городе если и изменилась, то только в сторону увеличении количества горожан и гостей города, исповедующих ислам
Аннотация: в предложенной работе рассматриваются результаты социологического опроса, проведенного в 2015 г. в среде населения, идентифицирующего себя как последователей христианской веры в г. Усть-Кут Иркутской области. Описывается демографический состав опрошенных и анализируются предварительные данные, полученные в ходе исследования. Как показывают полученные результаты, существует религиозная безграмотность в среде последователей православной деноминации, а приверженность разного рода религиозным практикам несет скорее декоративно-декларируемый характер, нежели глубинное осознание ими основ и догматов веры. Делается вывод, что это в дальнейшем может привести к почти полному отторжению от веры и к энтропии социума.
Ключевые слова: религия, церковь, Усть-Кут, Иркутск, христианские деноминации.
В 2015 году в г. Усть-Куте Иркутской области, сотрудниками Автономной Некоммерческой Организацией «Центр Гражданского Содействия», проводился социологический опрос среди жителей города, причисляющих себя к приверженцам христианской религии, на предмет знания ими основ и догматов веры, а также степень их участия в жизни приходов и частоту посещения обязательных и праздничных богослужений.
Город Усть-Кут находится на Севере Иркутской области, в 530 км от областного центра и является транспортным узлом, через который отправляют грузы по северному завозу в Якутию и отдаленные районы области. Также город находится на пересечении водных, железнодорожных и автомобильных магистралей. Степень миграции населения очень высокая и зависит от сезонности грузоперевозок. Тем не менее постоянное население района примерно 48 тысяч человек и подавляющее большинство (более 85%) причисляет себя к последователям христианских деноминаций. Еще около 10% относит себя к атеистам и менее 4% к мусульманам. Еще чуть более 1% опрошенных, заявили о принадлежности к различным культам и религиозным объединениям различной направленности (буддисты, последователи Коноплева, кришнаиты).
Среди приверженцев христианского культа более 2/3 составляют женщины. Возрастной же состав относительно молод и примерно 2/3 из них прихожане до 40 лет, что указывает на интенцию людей к вере. При этом только около 15% посещают службы более 1 раза в месяц, около 30% вообще иногда в течении года не ходят в храмы, и только около 55% посещают богослужения от 1 до 5 раз в год.
Большинство опрошенных назвали три основных праздника которые знали. Это Пасха, Троица и Рождество. Знания об остальных христианских праздниках у большинства опрошенных отсутствуют.
Из всех церковных таинств, кроме крещения, только 5% опрошенных, причисляемых себя к православной деноминации, в течении года ходят на исповедь и причастие. Менее 1% после респондентов, после регистрации гражданского брака в органах ЗАГСа, совершают обряд венчания.
Ни один из опрошенных не смог назвать все его 10 христианских заповедей, но практически все респонденты знают только три заповеди – «Не убей», «Не укради», «Не прелюбодействуй». Меньше всего устькутские христиане знают о наличии таких основополагающих заповедей, как «Бог Един», «Соблюдай день субботний» и «Не поминай Бога всуе».
Только 10% опрошенных учат своих детей основам христианской веры и знакомят их с Библией, при чем подавляющее большинство из этих 10% (85%), представители протестантских деноминаций.
Примерно 72% респондентов иногда жертвуют денежные средства на содержание своих приходов и покупают в них предметы культа. При этом 95% опрошенных вообще не участвуют в жизни своих общин, не знают старост и на какие средства живет приход и какие у него нужды.
Более половины декларируемых христиан стараются соблюдать известные им заповеди, но 42% честно заявили, что вообще не соблюдают практически ни какие моральные принципы христианства, и только 5% декларировали соблюдение всех 10 заповедей. Почти 65% опрошенным, посещение богослужений помогает удовлетворить духовные потребности в вере. Остальных эта ситуация не устраивает, но они не знают, как ее изменить и не видят путей решения этой проблемы. Только 1% из опрошенных находятся в активном поиске подходящей им религиозно-философской доктрины, в основном с помощью сети Интернет.
Практически все респонденты знают своих священников или пасторов, в основном из-за постоянного присутствия лидеров общин в медийном поле города.
Положительный отзыв о своих настоятелях более всего наблюдается в протестантских общинах, в отличии от православных приходов, где к священникам более критичное отношение. Уровень доверия к клиру в протестантских приходах 95%, в православных 62%.
На основании анализа данных социологического опроса, проведенного Автономной Некоммерческой Организацией «Центр Гражданского Содействия» в г. Усть-Куте Иркутской области в мае-июне 2015 года, можно сделать вывод о низкой степени вовлеченности адептов христианского культа в исповедованную ими религию.
Никто из опрошенных православных респондентов не смог назвать или хотя бы своими словами вспомнить «Символ веры» читаемый при крещении, также никто из отвечавших не смог вспомнить хотя бы половину апостолов христианства. Многие называли центральную фигуру христианства – Иисуса Христа, сыном Божьим, но никак не Богом. Практически все затруднились ответить, за что он был распят и почему это сделали римляне. Никто из горожан, считающих себя христианами, не смог объяснить, что такое троица и в чем заключается одноименный праздник.
Из этого следует, что декларируемая принадлежность к христианству, проявляется как реминисценция коллективной памяти и носит поверхностный характер, но не имеет глубоких корней, кроме как традиционной принадлежности населения России к христианству, а точнее к его православной деноминации.
В данное время, в связи с атомизацией общества и угасанием архаичного института семьи, многие приверженцы православия связывают свою веру с патриотизмом и любовью к Родине, но никак не с основами веры.
Как общий вывод – религиозность в обществе на примере жителей г. Усть- Кута Иркутской области, не смотря на стремление к ней большинства населения, не основана на понимании основ и догматов исповедуемой религии, а выбирается в первую очередь как традиционная для жителей страны, с обоснованием, что ее исповедовали предки. При этом не делается поправка на внутрисемейные отношения и преобладание нуклеарной семьи в современном обществе. Какой-либо альтернативы христианству на территории Усть-Кутского района нет и позиция властей всех уровней, именно в поддержке православной деноминации, что в дальнейшем сможет привести к почти полному отторжению от веры и к энтропии социума, а также возврату религиозной ситуации в стране к состоянию на начало 1917 год.
Список литературы:
1. Данные социологического опроса АНО «ЦГС» от 30 мая 2015 г.
Tupitsin Aleksey – religious studies scholar, director of the Centre for Civic Assistance, Russia, Ust-Kut.
Источник: Scientific Cooperation Center «Interactive plus»
УДК 1
DOI 10.21661/r-129863
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено некоммерческими организациями и (или) средствами массовой информации, требующими полной отмены законодательства об иностранных агентах
#Топ новостьПолитикаУсть-Кут
#Топ новостьИсторияПолитикаУсть-Кут
#Топ новостьЖКХПроисшествияУсть-КутЭкономика
#Топ новостьПолитикаУсть-Кут
Вы сможете добавить комментарий после авторизации