#Топ новостьПолитикаУсть-Кут
Вопреки официальной версии , славянское население в Сибири появилось за 200 с лишним лет до Ермака, если не раньше
Когда русские впервые появились в Сибири? Официальная история относит это время к 16 веку и связывает с походом Ермака в 1581-1585 гг. на Сибирское Ханство (Западная Сибирь).
После этого весь 17 век русские активно продвигаются от Урала вплоть до Тихого Океана и Аляски.
Но Сибирский историк из Томска Алексей Малолетко в своей книге – «Лукомория – первая русская колония в Сибири» выдвигает иную версию, согласно которой русские уже в 14 веке вовсю осваивали Сибирь.
На основе исторических источников автор предложил версию о переселении в 14 -15 вв. самаров — русского населения с междуречья Дона и Днепра в низовье Иртыша и Оби – Лукоморию или Лукоморье.
С началом официальной русской колонизации (конец XVI в.) самары расселились на обширной территории Сибири от низовий Оби до р. Турухан в Красноярском крае.
Это были русские крестьяне, постепенно осваивающие степное зарубежье Руси.
Лукомория – это реальный топоним, обозначающий обширную местность в Правобережье реки Обь. Название это создано в 14 веке русскими переселенцами из Причерноморья.
Торговые связи русских из Северного Причерноморья с низовьями сибирского Иртыша были давними и весьма прочными, о чем свидетельствуют торговые ярмарки в низовьях Дона. Русские были хорошо осведомлены о землях Западной Сибири.
В 14 веке Южная Русь стала ареной кровопролитных войн между Русско-литовским государством и Золотой Ордой . Возможно это и послужило толчком к переселению русских из этих мест в Западную Сибирь.
Первые русские колонисты освоили территорию Западной Сибири от реки Казым до реки Демьянка. Здесь они вступили во взаимодействие с племенами хантов. Из русских происходили некоторые хантыйские князья с именами Роман, Бояр, Демьян.
Пришлое русское население успешно адаптировалось к новым природным условиям, новому быту и новым хозяйственным занятиям.
До наших дней дожили эти прямые потомки русских переселенцев 14 века. Сейчас их называют чалдонами – коренными сибиряками.
О такой стране как Лукомория было написано в книге «Записки о Московии», написанной австрийским послом в Москкве – Сигизмундом Герберштейном (1486-1566). По данным Герберштейна Лукомория находилась в правобережье Оби.
По видимому, Лукоморье обозначало изгибы сибирских рек, между которыми и располагалась эта первая русская колония в Сибири. Крутую дугу возвышенного обского берега (напротив северного устья Иртыша) русские старожилы называли по образцу Причерноморья – Лукоморьем.
Также Лукомория обозначена на старинной карте Меркатора (1595 г.)
Судя по звучанию Лукоморье это, безусловно русское название. Но к морю этот объект отношения не имел. Это была лесистая местность в излучине Оби, у впадения Иртыша.
Название это было создано задолго до Ермака, и ко времени его похода уже было забыто.
По преданиям древнего сибирского рода Каяловых – они пришли в Сибирь за 10 поколений до Ермака из Руси.
По рассказам этой семьи, они раньше жили далеко на западе, в бассейне реки Самара. Поэтому их и называли самарами. Подобные топонимы, происходящие от этого слова широко известны на Руси. Это и река Самара и город Самара.
В Сибири мы тоже можем найти подобные названия. Например, название населенного пункта недалеко от устья Иртыша – Самарово, также Самаровское белогорье – западный фланг Сибирских увалов.
Имя Самар – носил местный иртышский князь, который пал в бою в 1583 с казаками Ермака.
Как было сказано выше, от этих -то первых русских переселенцев и происходят сибирские чалдоны – доермаковское русское население Сибири.
Происхождение самого слова «челдон» не ясно. В целом, большая часть ученых разделяет мнение о том, что слово было заимствовано. Все попытки объяснить его исконный смысл из других языков пока не убедительны. Попытки вывести значение из русского языка относятся к области народной этимологии. Термин до XIX в. был неписьменным, в старинных сибирских документах не встречается.
Чалдоны сами действительно часто определяют своё самоназвание именно как происходящее от «люди, выходцы из местности между Чалой (Чалкой) и Доном».
Однако эта версия самоназвания относится к народному фольклору с юмористическим оттенком, и связана с игрой слов, возникшей после появления в Сибири первых ссыльных каторжников. «Человеком с Дона» в Сибири принято называть любого представителя казачьего сословия, «вольных людей»; а «людьми с реки Чалый» иносказательно называли каторжан, ссыльных и разбойников, которых так же относили к «вольным людям», то есть к людям, не склонным подчиняться власти.
Таким образом, народная легенда в шутливой форме намекает на происхождение первых сибирских поселенцев от «вольных людей», казаков и разбойников, каторжников, сосланных в Сибирь за вольнолюбие, намекая на то, что предки чалдонов были «свободными» — «вольными людьми», в противовес «крепостным крестьянам» и «холопам». Так чалдоны сами себя относят к «вольным людям», к тем, кто не обязан подчиняться власти как свободный человек и потомок «вольных людей». Нередко у чалдонов бытует пословица «чалдон шапку не ломает», что значит — чалдон перед властью не снимает шапки, не кланяется.
Вот так наши древние предки сами, без указки царя-батюшки, без государственной репрессивной машины осваивали бескрайние просторы Сибири, устанавливали дружественные отношения с местными народами, становясь у них вождями. Мало кто об этом сейчас знает.
Петр Шимон
Специально для «УК24»
фото: из открытых источников
Поддержите нас в BOOSTY
Группа в Вайбер
Канал в Телеграмм
Наш Инстаграм
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено некоммерческими организациями и (или) средствами массовой информации, требующими полной отмены законодательства об иностранных агентах
#Топ новостьПолитикаУсть-Кут
#Топ новостьИсторияПолитикаУсть-Кут
#Топ новостьЖКХПроисшествияУсть-КутЭкономика
#Топ новостьПолитикаУсть-Кут
Вы сможете добавить комментарий после авторизации